Открытия в живописи
Леонардо активно использовал при создании своих шедевров тот принцип, который сам же и провозгласил. Обладая не только живым художественным воображением, но и аналитическим складом ума, он подходил ко всем своим занятиям, в том числе и художественным, как к точным наукам. Так, специалисты считают, что даже по ранним пейзажам да Винчи можно изучать геологическое строение изображенных на них мест, а точности изображения растений и цветов в руках знатных итальянок могут позавидовать профессиональные ботаники.
Также Леонардо изобрел и так называемый принцип рассеяния (или сфумато). Предметы на его полотнах не имеют четких границ: все, что там изображено, живет своей жизнью, пробуждает фантазию зрителей. Этот принцип нашел свое блестящее отражение и в «Тайной вечере», что позволило расширить реальное пространство зала монастыря и включить в него высокий стол, за которым сидят Христос и апостолы. По-своему принцип сфумато повлиял и на судьбу «Моны Лизы (Джоконды)», которая именно за счет этого эффекта выглядит по-разному с разных позиций: знаменитая улыбка кажется то соблазнительной и манящей, то сардонической усмешкой. К тому же если долго смотреть на полотно, кажется, что улыбка изменяется, а уголки губ поднимаются…