www.davinci-genius.ru
Мистификации
Человек – есть суть полтергейста

Полтергейст, по-народному домовой, явление необъяснённое и неразгаданное даже учёными, сопровождается какими-то действиями в ва...

Порождение дьявола или инопланетян?

Леонардо да Винчи. Всемирно признанный гений эпохи Возрождения. И величайший мистификатор, чьи тайны человечество пытается разг...
Случайная запись

Тайная вечеря становится явной

Помимо многочисленных дарований, Леонардо да Винчи был еще и теоретиком искусства. Известно, что он советовал ученикам черпать творческое вдохновение в причудливых очертаниях пятен плесени, в избытке покрывавших древние городские стены Милана и фундаменты домов. В их случайном расположении на вертикальной поверхности острый взгляд художника должен был отыскать необычные комбинации для развития творческой фантазии, а порой и прямого заимствования сюжетов для своих картин непосредственно из мастерской матушки-природы.

Можно только догадываться, удалось ли Леонардо разглядеть в неровностях какой-нибудь замшелой миланской стены образы Иисуса и его учеников, но совершенно ясно другое. Вскоре после завершения «Тайной вечери» современники художника с трудом могли разглядеть очертания фигур Спасителя и его последователей. И вот почему.

Как известно, фреска была завершена в 1498 году. Однако уже в 1566 году в городской книге появилась запись о том, что некий любитель искусства назвал шедевр «тусклой кляксой». Что же явилось причиной столь быстрого старения фрески? После завершения специальных исследований искусствоведы пришли к заключению, что виной тому был сам Леонардо. Упрямец, он, как обычно, поступил по собственному разумению и в этом случае. Вместо того чтобы писать темперой по штукатурке (которая, правда, слишком быстро высыхала), Мастер принял решение использовать масло, нанося его на предварительно наложенный слой собственного изобретения. И все для того, чтобы иметь возможность творить, сколько душе угодно, не заботясь о том, что сырая штукатурка быстро затвердеет. Отказавшись от традиционной, выверенной веками техники быстрого письма, Леонардо оставил за собой право не спеша работать с фреской как с обычным холстом, по которому пишут маслом. Теперь он мог целыми днями трудиться над фреской, а когда работа не шла, мог лишь прикоснуться к ней своей кистью. Однако тем самым он поставил под вопрос долговечность своего творения.

Столь же блестящей, сколь и длительной, оказалась реставрация «Тайной вечери», работа над которой началась еще в семидесятые годы. Специалистам удалось снять с хирургической точностью многовековые наслоения с истончившейся фрески. То, что увидели реставраторы, к сожалению, лишь малая часть той «Вечери», которую в конце XV века ее творец столь неосмотрительно обрек на быстрое увядание. И все же сохранившийся фрагмент фрески бесценное творение, наконец-таки освобожденное от ненужного «соавторства» других художников.

Один из писателей эпохи Барокко сравнил «Тайную вечерю» с остывающим солнцем, дарящим людям последние живительные лучи своего древнего света. Интересно, что фреска Леонардо не похожа на его картины, или, вернее, на творческий почерк художника, который четко проступает в его полотнах. Может быть, так только кажется, потому что Леонардо сумел закончить «Тайную Вечерю», в отличие от других творений, так и оставшихся незавершенными. Реалистичность предметов особенно удивляет в наши дни, поскольку многие художники практически отказались от четких форм в пользу абстракционизма. Блики на металлических тарелках и солнечные лучи в прозрачном стекле заставляют наблюдателей сомневаться в том, что огромная комната с накрытым столом всего лишь плоскость.